Эта статья была написана мною еще до 2007 года, но и сейчас она не утратила своей актуальности. Многое с того времени изменилось в школе, в которой я работаю до сих пор, и многое не в лучшую сторону. Не буду об этом сейчас говорить. А вот статью опубликую, может кому и поможет мой опыт в работе.
Поиск эффективных путей учебного процесса
Стержень образования 21 столетия – развитие и воспитание ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, умеющей критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, использовать приобретенные знания умения и навыки для творческого решения проблем, стремящегося изменить в лучшую сторону свою жизнь и жизнь своей страны
А приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Демократизация и придание национальной направленности образованию, требуют поиска новых путей совершенствования физического воспитания подрастающего поколения. Решению этой проблемы способствует учебная дисциплина «Физическая культура».
Цель предмета «Физическая культура» реализуется путем применения комплексного подхода к решению учебных, оздоровительных и воспитательных задач.
Через развитие координационных способностей к игре
Одной из отличительных особенностей новой программы является тот факт, что обучение спортивным и их элементам играм предусмотрено уже в первом классе. Такого раньше не было. В 1-4 классах, в предыдущей программе, почти треть всего времени отдавалась на подвижные игры. И ни слова о спортивных играх. А изучать спортивные игры начинали только лишь в 5 классе.
Теперь это новшество заставляет учителей работающих с детьми начальных классов, внести существенные коррективы в подбор упражнений и методики. А так как во многих школах с детьми начальных классов ведут уроки учителя начальных классов (это и о моей школе тоже), не владеющие в, основном, опытом обучения детей спортивным играм, то для них есть определенные трудности в решении этой проблемы. А основная проблема, это отсутствие методической литературы, позволяющей помочь учителям, для работы с младшими школьниками при освоении спортивных игр и их элементов.
Проанализировав возникшую ситуацию, решил по возможности скрыть этот пробел в своей школе. И на основе статей в журналах, специальных изданий (в основном по баскетболу) подготовил небольшую брошюру («Через развитие координационных способностей к игре»), по которой и работают учителя начальных классов. В дальнейшем ее немного доработал и теперь она называется «Обучая игре – развиваем координационные способности, развивая координацию, учим игре».
В этой работе делается попытка оказать помощь учителям в ознакомлении детей с мячом, как объектом и партнером игры; в развитии координационных способностей (ловкости) младших школьников. А приобретение ловкости в обращении с мячом имеет первостепенное значение в любой игре, и в баскетболе в частности.
Предлагаемый здесь набор упражнений, эстафет и игр соответствует уровню и способностям детей 6-10 лет. Несмотря на то, что это лишь элементарные технические действия и упражнения, они помогают не только развивать координационные способности, но и осваивать игру.
Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребенок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведения и другие задания с мячом. Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей детей и так называемой игровой ловкости младших школьников.(Скачать)
Включение в программу 1-4 классов упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывает потому, что младший школьный возраст вообще является одним из наиболее благоприятных для развития координационных способностей. Более того, упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на формировании у учащихся разнообразных навыков при письме, рисовании, резьбе, лепке и т. д.
Уже первые попытки в ловли, передачах и ведении мяча требуют от первоклассника проявления определенных координационных способностей. Однако упражнения с мячом можно лишь тогда рассматривать как координационные, когда они, во-первых, на этапе начального и углубленного разучивания предъявляют повышенные требования к проявлению у занимающихся основных свойств координационных способностей – точности, быстроты, рациональности (или их сочетаний). А на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования – еще и двигательной находчивости в умелом применении освоенных действий с мячом в различных условиях игровой деятельности.
Во-вторых, координационные упражнения должны содержать элементы новизны или являться для исполнителя новыми и необычными.
В третьих, упражнения с мячом будут тогда способствовать развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся двигательными движениями, в то же время выполняются: а) при заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетаний; б) при изменении привычного способа двигательного действия; в) в непривычных сочетаниях.
В данной работе даются упражнения с баскетбольными мячами. Они направлены на развитие координационных способностей, относящихся к группе спортивно-игровых двигательных действий.
На уроках 1 – 4 классов эти упражнения можно использовать с таким расчетом, чтобы они оказывали воздействие преимущественно на одну или несколько специфических координационных способностей.
Это, к примеру, способность к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий; способность точно воспроизводить, дифференцировать, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений; способность к ритму и реакции. Из данных упражнений учитель и составляет комплексы, определяет число повторений с учетом возраста занимающихся и уровня их физической подготовленности.
Основной упор в учебной работе я сделал на спортивные игры. Разнообразие игровых действий куда входят основные естественные движения человека (бег, ходьба, прыжки, метания, ловля, сопротивления и др). их соревновательный характер обеспечивают полноценное физическое развитие. Они способствуют укреплению костно-мышечного аппарата, совершенствованию всех функций организма, позволяют значительно расширить двигательные возможности учащихся, совершенствовать жизненно важные физические качества к которым относятся быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость. А наилучший возраст для обучения двигательным действиям 6-12 лет, в этом возрасте дети впитывают двигательные действия как губка воду. Мы не ставим перед собой задачу, чтобы с начальной школы выходили уже классные игроки по тому или иному виду. Прежде всего мы должны развивать координационные способности детей. Вооружать их арсеналом двигательных умений и навыков от простейших к более сложным. В эти годы легко усваиваются ранее неизвестные движения. И упустить это время непозволительная роскошь для учителя. А добиться этого можно с помощью игр и упражнений с мячами.
На уроке спортивных игр, для подготовки организма к работе тратится примерно 10 – 15 минут. Приплюсуйте сюда 5 минут на заключительную часть. Получается что от трети до 40 % времени уходит на подготовительную и заключительную части урока. А нельзя ли этого избежать и при этом подготовить учащихся к работе на уроке?
Комплекс упражнений для развития координационных способностей, для разминки для совершенствования техники владения мячом
Следующим этапом в поиске эффективных путей учебного процесса на уроках спортивных игр стало то, что на основе упражнений с баскетбольными мячами составил комплекс упражнений для развития координационных способностей, для разминки для совершенствования техники владения мячом.
Обычно начинаю урок с того, что каждый ученик, входя в зал, берет в руки мяч и после постановки задач и объявления цели урока, начинается работа с мячами. А начинается она с ведения мяча шагом, бегом, с обводной препятствий, с выполнением финтов на проход и т.д. А после 4 -5 минут, выполняется перестроение в две встречные шеренги. У каждого ученика по мячу и начинаем работу по следующим упражнениям: (Скачать).
Имея под рукой эти упражнения, мне не составляет труда составить комплекс для разминки для любого класса. Обычно применяю от 6-8 до 15 упражнений на одном уроке, в зависимости от решаемых задач. Упражнения подбираются от простого к сложному. Если учащиеся свободно начинают выполнять упражнение, то заменяем его на более сложное. К 11 классу учащиеся свободно выполняют любое из этих упражнений. И ученикам интересно выполнять сложнокоординационные упражнения и совершенствуется техника владения мячом, развиваются координационные способности. Теперь мы не теряем времени на упражнения без мячей.
Школьникам о баскетболе
Подошли к очередному этапу в поиске эффективных путей учебного процесса на уроках спортивных игр.
Кроме развития физических качеств средствами баскетбола, совершенствования техники владения мячом, и освоения отдельных технических элементов есть еще и теоретическая часть баскетбола. Можно рассказать один раз о истории баскетбола, на каждом уроке сообщать что-то из правил соревнований или о техники выполнения элемента. Но если ученик пропустил урок (не важно, по какой причине), или просто забыл сказанное вами. Не будете же вы каждому отдельно повторять одно и тоже. А ученику негде больше узнать или повторить материал по баскетболу. Проблема и у него и вас! И чтобы решить эту проблему для себя и учеников, на основе материалов по баскетболу создал небольшую брошюру о баскетболе под названием «Школьникам о баскетболе». Она есть в школьной библиотеке и все желающие могут ее взять. В ней в краткой форме изложены история, правила игры, жесты судей и карточки-тесты по теоретической части (без ответов). Дети имеют возможность ознакомиться с теоретической частью игры и проверить свои знания. (Скачать).
Карточки-тесты
Карточки-тесты (Скачать) по проверки знаний теоретической части это продолжение поиска эффективных путей учебного процесса на уроках спортивных игр.
Что собой представляют тесты, думается никому особо объяснять нет необходимости. Представляю один пример. Как из примера видно в карточке двенадцать вопросов. На каждый вопрос даются несколько вариантов ответов и один только правильный. Количеству правильных ответов соответствует оценка. Вопросы не сложные. При регулярном использовании таких карточек дети без особых проблем справляются с этими вопросами. А ответы записывают вот в такие карточки. (Скачать)
Аналогичные работы сделаны и по другим спортивным играм. Это помогает солидно экономить время на уроке, использовать его более эффективно.
А когда дети заинтересовались спортивными играми, а любимой игрой стал баскетбол освоение игр пошло быстрыми темпами. На уроке подбирались задания группам или даже отдельным учащимся в зависимости от их подготовленности. Хотелось подобрать упражнения интересные, интенсивные, разнообразные. Отдельных методических пособий по баскетболу мне уже не хватало. Искал книги по спортивным играм прорабатывал их, накапливал материал.Поурочная программа для спортивной секции по баскетболу
Особенно не хватало программ по баскетболу для спортивных секций. И в 2003 году, решился на создание такой программы для своих воспитанников. Проработав по ней год, могу сказать, что она была для нас удачной. Дети не проиграли ни одной игры в своем районе и удачно выступали за пределами района. Потому как работа с детьми велась не на ощупь методом "тыка", а целенаправленно по разработанной программе. Эту программу можно посмотреть ниже, она под названием "Поурочная программа для спортивной секции по баскетболу". Она рассчитана на год и разделена на недельные циклы. Пятьдесят две недели. Если проставить напротив задач время, отводимое на них в тренировке в графе дат, то получим поурочную программу разработанную вами под себя, но на основе моей программы. (Скачать).
Как все это начиналось
Придя в школу в 1995 году, столкнулся с очень большими проблемами. Это отсутствие мячей, гимнастического оборудования, инвентаря по легкой атлетике. Был всего один мяч на всю школу, и тот футбольный да двадцать скакалок. Три учителя физической культуры на один спортивный зал. В одном зале 9х18 велись уроки по два класса одновременно! Прибавить к этому почти полное отсутствие спортивной одежды и обуви на учащихся во время урока. А сам урок воспринимался как время отпущенное на их развлечения. Было над чем задуматься.
Первую четверть продержались на легкой атлетике и кроссовой подготовке. Во второй запланировал баскетбол. Починили один старый мяч, да из дома принес 2 (их пришлось выпросить у своих детей), вот этим мы и начали изучение спортивных игр. А через месяц школа приобрела четыре волейбольных и четыре баскетбольных мяча. Сразу скажу что, это было первый, и последний раз, когда мы покупали мячи за средства школы. На январских каникулах приспособили, с детьми, пустующий школьный тир в подвальном помещении под малый спортивный зал. В нем разместили вытащенные из школьных подвалов, и отремонтировали, некогда пришедшие в негодность: брусья, козла, гимнастический мостик, и детский гимнастический комплекс. В школе совсем не имелось матов, зато в избытке имелись матрасы. Вот из них мы изготовили маты и дорожку для акробатических упражнений. Получилось очень даже неплохо.
Попросили детей, на время принести из дома, у кого есть, неиспользуемый спортивный инвентарь. И дети приносили гантели, грации, эспандеры, гири, и т.п. Все это мы разместили в малом спортивном зале, оборудовав его под гимнастический. С помощью совхоза (он еще тогда существовал) провели в подвальное помещение низковольтное освещение. Получилось очень удобное и уютное помещение. В этом помещении проводили уроки гимнастики, атлетизма. Детям они пришлись по душе. А самое главное, мы сумели избежать сдвоенных уроков в одном зале. В другом зале в это время велись уроки спортивных игр другим учителем. После гимнастики мы приступили к изучению волейбола, а поле этого вновь вернулись к легкой атлетике и футболу.
В первый год сделать сумели многое, школьники на урок стали приходить в спортивной одежде и обуви. Без неё в строй не допускался никто, а могли лишь наблюдать за ходом урока.
И чтобы заинтересовать учащихся к урокам приходилось готовиться с особой тщательностью. На уроке дети не должны чувствовать себя брошенными или гостями на чужом балу. Учитель должен быть всегда рядом, а задания и упражнения подбирать интересные и в соответствии с подготовленностью и развитием присутствующих на уроке. Их необходимее загрузить качественной работой над техникой или физическими качествами до предела. У них не должно быть ни одной свободной минуты на другие мысли и дела, не касающиеся урока.
Со следующего года мы не только не сбавили обороты в работе с детьми, а наоборот приумножили.
Внеклассная работа
Работа без внутришкольных соревнований была бы неполной и не интересной. По окончании любого раздела из программы проводятся состязания по этому виду спорта. Учился на уроках – покажи чего ты достиг. Это своеобразный экзамен. Тем более что это участие при аттестации учитывается и имеет большой плюс для ученика. В сентябре - «Осенний кросс". В нем принимают участие все школьники, а малыши соревнуются в преодолении препятствий и эстафетах. Октябрь - пора футбольных баталий. В составы команд входят и девчонки. Отдельно проводятся соревнования по мини-футболу среди команд девочек. В ноябре и декабре младшие школьники принимают участие в "весёлых стартах", проходят праздники "Папа, мама и я - спортивная семья". Февраль - это время главных стартов в школе, где баскетбол самая любимая игра всех школьников. Январь - время определения самых сильных. Армрестлинг проводится внутри классов. Определяются победители, которые примут участие в первенстве школы.
В марте, по окончании изучения волейбола, проходят старты волейбольных команд школы, где подводится итог овладения этим видом спорта каждого из классов.
В легкоатлетических видах определяются лучшие в апреле. И по итогам этих соревнований, из числа победителей, подбирается сборная команда школы, которая будет представлять на районных стартах нашу школу.
В мае подводятся итоги спартакиады школы, проводится тестирование учащихся по государственным тестам физической подготовленности.
Учитель допризывной подготовки проводит первенство лично-командное по пулевой стрельбе.
Участие детей в работе
Как такового управленческого коллектива, каким был Совет КФК, у нас в школе нет. Просто в нем нет необходимости. Все вопросы, связанные с проведением соревнований решаются с физоргами классов. В любое время, если есть необходимость, мы можем собраться и обсудить нужные вопросы. Вопросы, проблемы или предложения могут исходить от учителей, физоргов, учащихся или руководства школы.
Все соревнования, проводимые в школе, обслуживаются силами самих учащихся. На уроках физической культуры, при изучении какого либо вида спорта, осваивается не только техника движений, но и правила соревнований по этому виду. Учащиеся учатся заполнять протоколы игр, соревнований. Учатся технике судейства и судейской жестикуляции.
Проводя соревнования по любому виду спорта, у нас нет недостатка в квалифицированных помощниках. Роль судей, секретарей выполняют сами учащиеся. Им можно доверять, так как они знают своё дело. Дети могут составлять положения соревнований, заполнять итоговую таблицу и даже писать отчёт о проведенных мероприятиях. И на районных соревнованиях моим детям доверяют учителя судейство игр с участием своих команд. Они знают, что проведены игры будут на высоком уровне и без предвзятости.
За эти несколько лет учащиеся привыкли уже, что у нас регулярно проводятся первенства школы по видам спорта. Все ждут начало очередных стартов, где им представится возможность отстаивать звание лучших или побороться за него. Внутришкольные соревнования собирают много зрителей. Например, в зале размером 9x18 метров во время игр присутствуют до шестидесяти зрителей. На игры приходят посмотреть не только учащиеся школы, но и жители нашего села. Они приходят в зал поболеть за своих детей, друзей, знакомых, да и просто получить удовольствие от игры детей.
Внеклассные мероприятия проводятся только во внеурочное время. Игровые виды проводятся исключительно по круговой системе. Это делается с той целью, чтобы каждая команда имела возможность сыграть со всеми участниками. Игры проводятся с 14 до 18 на протяжении пяти дней. В день по одной игре, не более.
Работа с родителями
Силами одних учителей поднять на такой уровень внеклассную работу по физической культуре невозможно. Без помощников очень трудно, да и прямо скажу, невозможно. Оплата за внеклассную работу составляла такой мизер, что и упоминать о ней просто неприлично, это прямое оскорбление учителей физической культуры со стороны наших руководящих структур. Тем не менее, учителя вели занятия спортивных секций. Но желающих заниматься спортом было очень много и своими силами охватить всех были не в состоянии. И мы обратились за помощью к родителям. Предложили им самим заняться физическим развитием и организацией досуга своих детей. С детьми работали два учителя и трое родителей - Юзепчук Г.В., Лысенко В.Н., Зязев Ю.А. Занятия велись в десяти секциях с общим числом более 100 учащихся. Один только родитель вел занятия с четырьмя секциями по баскетболу. Это Зязев Ю.А. Тренировки проводятся, в основном, три раза в неделю. Спортивный зал школы занят ежедневно с 8 и до 20 в будние дни и с 10 до 18 в субботу и в воскресенье.
Школа на такое количество желающих заниматься не имеет возможности приобретать мячи. Поэтому мы обратились за помощью к родителям. Спасибо им, они у нас понятливые. Теперь у нас по любому изучаемому виду мяч на каждого учащегося.
В настоящее время в школе работают секции по баскетболу, волейболу, футболу, атлетизму, брейку, пулевой стрельбе, планируем открыть по настольному теннису.
В местном Доме культуры мы забрали в школу атлетические тренажеры, а директор нам выделила под это просторный класс. Теперь у нас есть свой тренажерный зал.
Кроме тренировок в спортивных секциях и соревнований устраиваемых в школе и стартов в программе спартакиады школьников Ореховского района, наши учащиеся имеют возможность принимать участие в открытой городской спартакиаде школьников 7-8 классов. Осуществляем выезды на товарищеские встречи в другие школы. Выезжаем сразу несколькими командами девочек и мальчиков разных возрастов.
Наших детей уже хорошо знают в других школах, их приглашают на встречи. Сборную по баскетболу приглашают всегда на "турнир поколений".
На все выезды нам предоставляло транспорт и водителя хозяйство "Ника". Теперь же мы сами, с помощью родителей находим транспорт. А бензин покупает за счёт выезжающих детей. Желающих попасть на выезд всегда очень много и мы стараемся взять как можно больше школьников, чтобы все могли выезжать на игры в другие школы.
Множество выездов организовал Зязев Ю.А. (один из родителей работающих с детьми) на товарищеские встречи с командами "Дюна" "Строитель" в Запорожье, на игры чемпионата Украины, на международные игры по баскетболу в качестве зрителей.
Всего в спортивных мероприятиях, в прошедшем учебном году приняло участие около 1336 учащихся. Притом, что школа насчитывает уже меньше 200 учащихся.
Наши достижения
Теперь посмотрим что же дал поиск эффективных путей учебного процесса.
Начиная с 1999 года, наша сельская школа начала выигрывать, И как выигрывать? В течении последний 6 лет выигрывает первые места в спартакиаде школьников Ореховкого района по баскетболу командами юношей и девушек. Также регулярно выигрываем открытую городскую спартакиаду 7-8 классов по баскетболу, футболу и мини-футболу. Выигрывали и становились призерами 3 раза в спартакиаде школьников по мини-футболу. За пять лет дважды выигрывали соревнования по легкой атлетике, а трижды становились призерами. По кроссу два года первые места и два года призеры. По волейболу нет равных среди школьных команд Ореховского района. За пять лет дважды выигрывали и три раза завоевывали вторые места в спартакиаде школьников Ореховкого района. В 2003 – 2004 учебном году из шести видов спорта, районной спартакиады школьников, четыре первых места одно второе и одно третье.
Наши учащиеся принимали участие и в соревнованиях областного масштаба. Становились победителями и призерами в личном зачете по кроссу, легкой атлетике, допризывной подготовке.
Наши школьные команд по баскетболу ежегодно принимают участие в областной спартакиаде где лучшими достижениями были: второе место у сборной девушек и четвертое место у юношей. Команда по мини футболу в областных соревнования заняла четвертое место. Всего наши спортсмены получили за пять лет более пятидесяти грамот и дипломов на всевозможных спартакиадах турнирах. И большая их часть за первые места. Три моих выпускника учатся в университетах на факультетах физического воспитания. Один работает тренером в детской спортивной школе. Думаю, что все эти годы был на правильном пути. Одно нам мешает дальше развиваться и удерживать свои позиции – это отток населения. Люди уезжают из села в поисках работы и увозят свои семьи. Из трехсот восьмидесяти учащихся (когда начинал работу) у нас осталось около 150 детей. А бороться на соревнованиях нам приходится со школами от 400 до 1000 детей. И дети борются. А научили поверить в свои силы, способности, обыкновенных детей из села, привили им любовь физической культуре и спорту родители в тесном сотрудничестве с учителем. Дали детворе возможность узнать мир далеко за пределами села познакомиться и завязать дружбу с детьми других школ и районов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий